Железная дорога признала конкурента

В результате непоследовательности действий на пути осуществления реформ РЖД, автоперевозки приобретают все большее значение. В свою очередь, операторы РЖД постепенно отказываются от нерыночного подхода к бизнесу, и разворачиваются лицом к клиенту. Правила индексации тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом, сформулированные в приказе ФСТ №398-т\3, обязаны своему появлению, от части, и вышеупомянутыми обстоятельствами.

На основании правил, оператор РЖД может повысить тарифы на грузоперевозки, если в трех месячном интервале времени рыночная цена на перевозимые грузы возросла более чем на двадцать пять процентов. Так же, тарифы можно понизить. Понизить в том случае, если перевозки осуществляются в направлениях, где развиты альтернативные способы перевозок. Под альтернативными способами, безусловно, подразумеваются автоперевозки. Очень важный момент, означающий, что естественная монополия признала своего основного конкурента.

Правда получить дисконт РЖД, или государственное субсидирование, транспортные компании смогут лишь в случаях, обоснованных с экономической точки зрения, к которым относится необходимость поддержки тех отраслей экономики, для которых железнодорожные грузоперевозки играют ключевую роль.

По сути, включился обратный отсчет. Мы хорошо помним 2010 год. Для целых отраслей экономики последствия не вывоза продукции и недопоставок сырья сыграли большую роль, чем рецессия экономики в 2008 году. В наибольшей степени удар операторов РЖД ощутили на себе предприятия строительного комплекса. В частности, цементная промышленность. В 2010 году «хлеб строительства» в одночасье подорожал на двадцать пять-тридцать процентов. Причем это было обусловлено не спросом, как в 2008 году, кода цены галопировали в течение всего строительного сезона. Это было обусловлено именно спекулятивным подходом образовавшихся на рынке операторов РЖД.

Правда предприятия отрасли нашли, хоть и не сразу, вполне адекватный выход из положения, и создали свои специализированные транспортные компании. Сейчас, в регионах, производящих цемент, на грузовые автомобили для перевозки цемента, приходится не менее трети от общего грузового трафика. Было время, когда мы сомневались в том, что экономические рычаги имеют какое либо значение в нашей экономике, в частности, в отрасли железнодорожных грузоперевозок. Однако время все расставляет на свои места.